МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

Фонематическое восприятие – дифференциация звуков 25.01.22г

Речь у ребенка постепенно формируется, растет  и развивается малыш, его речь  также "растет и развивается вместе с ним".

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием мышления. Благодаря речи мы можем воспринимать действительность, передавать различные мысли, то что не всем "видимо" и "слышно".

Развивать речь ребенка  нужно постоянно. Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира.

Необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их. У ребенка формируем и развиваем фонематическое восприятие, фонематический слух. Малыш должен сам понимать, что звук он не может,  правильно произнести, что ему необходимо потрудится над ним. Когда же ребенок овладел этим звуком, начинаем его автоматизировать. Процесс автоматизации может долго затянуться, очень часто в кабинете логопеда ребенок произносит звук четко и правильно, а в повседневной обстановке малыш его не произносит правильно. Что же делать? Как перейти к дифференциации звуков? Можно использовать прием «обратной речи». Ребенку  мы говорим слово, сами не правильно произносим звук, малыш должен уловить, что взрослый неверно сказал, уточнить, как надо правильно сказать. Формируя фонематическое восприятие, мы развиваем речь малыша, автоматизируем и дифференцируем звуки. Это упражнение может стать веселой игрой, ребенок должен вас исправить, объяснить, какое слово вы произнесли, что оно обозначает, как и где оно используется. Происходит развитие всех сторон жизни малыша.

1-й  вариант игры: начинаем играть используем карточки / наглядное пособие / ребенку легче ориентироваться, когда видит предмет:

- предлагаем  2 карточки «шапка», «шарф» - одно слово произносим верно, в другом допускаем ошибку, «шапка», «сарф»;  ребенок должен найти ошибку, исправить и правильно произнести:  «шапка», «шарф».

2 -й вариант: предлагаем 2 карточки «шорты», «сарафан», произносим «сорты», «шарафан», ребенок исправляет «шорты», «сарафан»; затем игру можно усложнить, использовать 3 или 4 карточки.

3-й вариант: когда ребенок должен на уровне слухового восприятия, без наглядного дидактического материала, услышать неточность в словах и исправить.

25 января 2022 в 23:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.