МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

«ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ».

литература/ Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. 

                 / Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи 

1. Игры на звукоподражание животным.

Цели таких упражнений - автоматизация звука в слогах, словах и фразах, развитие фонематического слуха и восприятия ребенка, обучение быстрому переходу с одной артикуляционной позы на другую с одновременным применением упражнений на мелкую моторику.

Упражнение «Жук».

Жук летал, летал, летал,

 Круговые движения большим пальцем одной руки.

 

С окном столкнулся и упал.

 

Большой палец первой руки сталкивается с прямой ладонью второй.

 

Жук упал на спинку,

 

Ладонь лежит на столе внешней стороной.

В желтую корзинку.

 

Переплетают пальцы обеих рук.

 

Шевелил жук всем, чем мог,

Ждал, когда ему помогут.

Шевелят пальцами.

 

Мы к жуку подошли,

 

Указательный и средний пальцы «идут» по столу.

Рядом палочку нашли.

 

Показать прямой указательный палец второй руки.

Жук, за палочку держись!

На спинку больше не ложись!

Пальцы одной руки сжимают прямой указательный палец второй руки.

Жук наш весело запел:

 «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».

Подражают жужжанию жука.

 

Закружил и улетел:

Круговые движения большим пальцем.

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж….»

Подражают жужжанию жука.


 

 

Упражнение «Комарик».

Пальцы сжаты в кулак, выполняются круговые движения мизинцем, сопровождая движения звуком: «З-з-з-з-з-з».

2. Игры на звукоподражание предметам.

Мы - моторы

«Р-р-р-р - догонишь нас не скоро» - Кулачки вращаются

Это песенка мотора. относительно друг друга.

Мы - тигры

Вышел тигр из-за горы Руки сомкнуть над головой.

И промолвил грозно: «Р-р-р»! Согнуть пальцы-«коготки».

Самолет


«Л-л-л» - так самолет гудит,  Скрестить указательные пальцы рук.

 Если в высоте летит.


Насос

Наш насос, наш насос Пальцы в замок, изобра­жая

В колесо засунул нос.  движения насоса.

Со, со, со, со, со, со, Ладони соединить в коле­со,

Накачали колесо.  затем округлить руки

Упражнение «Колокольчик».

Пальцы соединены в замок, средний палец правой руки опущен между ладоней, коснуться им то одной, то другой ладони, произнося: «Дин-дон, дин-дон».

Упражнение «Барабан».

Кулачками стучать по столу, произнося: «Бум-бум».

3. Игра с мячом «Звук потерялся».

Слова с любым начальным автоматизируемым звуком про­износится взрослым без этого звука, одновременно педагог бро­сает мяч ребенку; ребенок возвращает мяч педагогу и произносит слова правильно, прибавляя автоматизируемый звук: [р], [л], [с], [ш].

 

 [р]

[л]

[ш]

..ак-рак

..одка-лодка

..апка-шапка

..убашка-рубашка

..ампа-лампа

..уба- шуба

..ама-рама

..ом-лом

..таны - штаны

4. Пальчиковая игра «Запомни, назови».

Цель: развивать зрительную память, внимание, мышление, пальчиковую моторику.

Работая с определенным звуком, дети загибают пальцы или выполняют различные манипуляции с пальцами, запоминают слова на этот звук, название пальцев, различные действия пред­метов, их признаки, родственные слова и т. д.

Например, при работе над звуком [а] и буквой А дети долж­ны запомнить образ буквы. Для этого букву складывают из пальцев:

А узнать всегда легко:  Раздвинуть указательный

Ноги ставит широко.  и средний пальцы.

Указательный другой руки Указательный палец другой

В середине прислони. руки поставить посередине.

На букву А ты посмотри.

Необходимо, чтобы дети могли подбирать слова на этот звук. На начальном этапе им трудно справиться с нелегкой задачей, поэтому можно предложить запомнить слова, начинающиеся на букву А, используя пальчики:


Назовем сейчас слова, Складывают из пальцев букву.

Все слова на букву А.

Ананас, ананас Массируют большой палец.

 Зреет в Африке для нас.

Это круглый апельсин, Массируют указательный палец,

Съем его я сам, один. затем соединяют его

с большим пальцем в кольцо.

Это сладкий абрикос, Стучат по среднему пальцу,


Он на дереве подрос. поднимают руки.

Это твердая айва,  Сжимают кулак, массируют

И полезна, и вкусна. безымянный палец, мизинец.  Маленькую алычу Грозят указательным пальцем.

В сыром виде не хочу.

 На варенье, на компот Складывают ладони в виде

Очень даже подойдет. чашечки. Трут ладони.

Дети очень быстро запоминают названия фруктов на букву А.

Повторить названия фруктов, используя порядковые числи­тельные и пальчики: первым был ананас, вторым - апельсин, третьим - абрикос, четвертым - айва, пятым - алыча.

Далее можно поиграть в игру «Что пропало?». Показать кисть руки с поднятыми пальцами, а один палец (средний) за­гнуть. Дети отвечают: пропал абрикос и т. д. Игра повторяется несколько раз, загибаются различные пальцы.

Дайте быстро мне ответ:

Какого фрукта сейчас нет?

Игру можно продолжить, предложив назвать каждый фрукт ласково.


Фрукты все известные, Пальцы сжать в кулак, сжимать

- разжимать ладони.

Для детей полезные. Потереть ладони.

Витаминами богаты,

Назовем-ка их, ребята, Вспомнить по пальцам названия

фруктов в уменьшительно-ласка-

тельном значении, загибая пальцы.

Ласково, ласково

И раскрасим красками. Работа с трафаретами.


Подбор признаков при помощи наводящих вопросов: «Какой у тебя ананасик (по величине, по цвету, по вкусу, на ощупь)?»

Далее раздаются трафареты банок, дети помещают свои фрукты внутрь и называют, какое варенье или компот получи­лись. Например, ананасовый компот, абрикосовое варенье и т. д.

5. Пальчиковый театр.

При подключении пальчиковых движений игра становится более интересной, одновременно идет работа по автоматизации звуков, по развитию фонематического слуха, обогащается лек­сика, запоминаются новые слова, сложные слова, родственные слова. Дети познают азы звукослогового анализа и синтеза, раз­виваются психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие.

При использовании пальчиковых игр вспоминают повадки животного или птицы, их голосовую подачу (звукоподражания).

В игре «Мы - вороны» педагог объясняет детям, что его во­рона разучилась каркать, а «вороны»-дети должны присоеди­нить слог «кар» (песенку вороны), чтобы получилось слово. Пе­дагог произносит вторую часть слова, а ребенок произносит все слово правильно. Пальцы сжимают в кулачок, указательный и большой пальцы - «клюв вороны»: ..ман - карман, ..зина - корзина, ..тон - картон, ..тина - картина, ..ты - карты, ..тошка - картошка, ..она - корона, ..ась - карась, ..оль - король.

Игра «Журавли».

Журавли Кру-Кру кричат,

Обучают журавлят.

Педагог и дети складывают руки в «замок», прямые средние пальцы - «клюв журавля». Работа над словами проводится ана­логично игре «Мы - вороны»: ..жок - кружок, ..жева - кружева, ..па - крупа, ..ча - круча, ..жевница - кружевница, ..говорот - кру­говорот, ..жечка - кружечка, ..из - круиз.

Обязательно нужно выделить, вспомнить слова, которые по­хожи друг на друга по звучанию и по лексическому значению (родственные): кружева, кружевница.

Подобрать еще несколько слов-родственников: воротник (какой?) кружевной; салфетка (какая?) кружевная; как ласково назвать кружева? (Кружевца.)

Разбираются новые слова: круча, круиз. Эти слова ребёнок запомнит гораздо быстрее благодаря работе пальцев. Изобра­зить ладонями кручу - крутой обрыв, рукой обозначить в возду­хе большой круг - круиз, путешествие.

15 апреля 2020 в 12:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.