МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

Развиваем речь – мир познаем

Развиваем речь – мир познаем

«Игра есть свободная деятельность дитяти… в ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». К.Д.Ушинский

Знания об окружающем мире ребенок отражает через игру. Свои умения и навыки обыгрывает, взаимодействует с партнерами по игре, как в настоящей действительности. Все это не возможно без речевого сопровождения.

Познает, действует, конечно, разговаривает. Ребенку необходимо действовать. Какая игра, сколько необходимо совершить действий, настолько будет активна и развита речь.

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

«Истоки способностей и даровании детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»В.А.Сухомлинский

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-­речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

 В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Используемая литература:

•  М.Н. Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

•  А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»

•  А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

•  С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

•  Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

•  Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».


15 марта 2020 в 14:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.