МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

Консультация "Речь вокруг нас"

«Речь вокруг нас»

Логопедия – «логос», в переводе с греческого «слово».  «Педия» - «воспитание». Слово – это речь.

Речь – это особый дар, главное богатство человека.

- То ловишь отзвук древнего напева,

  То говор поздних дней.

  И слово состоит, подобно древу,

  Из веток и корней.

  Незыблема его первооснова

  На много тысяч лет.

  Выходит так, что у любого слова

  Есть запах, вкус и цвет.

  Слова и фразы нижутся, как звенья,

  И так растет строка.

  И можно различить сердцебиенье

  Живого языка.

- Каждый звук – это сердцебиенье слова. Звуки рождают слова: образы, предметы, действия, описания, признаки. Мы слушаем их и слышим:

- Вот летит красивый жук

И всем громко он жужжит – Ж – Ж – Ж!

А под ним ручей бежит

И всем весело журчит – Ж – Ж – Ж!

Ветерок проказник

Здесь шумит – Ш – Ш – Ш!

А листва в ответ

- шуршит – Ш – Ш – Ш!

- Овладение родным языком – жизненная потребность и необходимое условие для успешного  развития ребенка. Ребенок,  который владеет правильной устной речью, имеет хорошо развитый фонематический слух, при обучении в школе сможет правильно овладеть письменной речью. Основная задача учителей-логопедов  помочь ребенку исправить ошибки звукопроизношения, научить различать фонемы, правильно произносить звуки. Нужно помочь ребенку закрепить этот звук в речи, но чтобы он не просто повторял слова с этим звуком, а видел, как звук живет в мире. Как он может изменить что-то, как наполняется его словарь.  Как этот звук взаимодействует с другими звуками, как он может управлять словами. Деятельность учителей-логопедов намного шире: укрепление развивающихся возможностей речи, словообразование, оформление лексико-грамматической стороны речи, формирование умений называния, ассоциативных связей на слово, усвоение связной и фразовой речи, коммуникативных навыков и умений.  Как это сделать? Необходимо предложить ребенку решить задачу, дать ему возможность  размышлять, рассуждать. Мы не видим звуки, но можем их ощущать, когда произносим слово с нужным звуком. Ребенок использует слово, чтобы  показать, как он решил задачу. В этом поможет игра. К.Д. Ушинский говорил, что «жизнь ребенка необходимо наполнить игрой, дать вволю наиграться». Особенно, если это не просто  игра, а сказка. Погружая ребенка в сказку, мы помогаем ему стать уверенным, свободным.  Дети, которые имели, имеют речевые проблемы, стесняются разговаривать на публику. Ребенку легко разговаривать, когда он примеряет на себя роль сказочного героя, его образ. В этом случае, стоит учитывать, кого будет играть малыш. Характер, поступки, привычки, внешний вид героя нужно передать словами, звуками, голосом. Здесь помогает просодическая сторона речи: интонация, темп, сила, высота, плавность речи. При взаимодействии всех характеристик звук может звучать по-разному, если где то малыш его неотчетливо произносит, то в данной ситуации звук звучит.  Речь соединяем с движением рук, «весь мир находится на кончиках пальцев рук».  Человек научился разговаривать, когда его рука стала совершать тонкие движения пальцев рук – мелкая моторика. Ладошка повторяет движения языка – это биоэнергопластика, развитие артикуляции. Слово соединяем с движением – сопряженная гимнастика. Помогает в этом пальчиковый театр, кукольный театр.  Но все это возможно при условии совместной деятельности педагогов и родителей.

18 февраля 2020 в 20:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.