МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

КАК МЕНЯЕТСЯ И АКТИВИЗИРУЕТСЯ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ

Речь – особенный дар человека. Он владеет им и этим отличается от представителей живой природы окружающего мира.

С помощью речи человек может общаться, не видя своего собеседника. Ребенок постепенно овладевает речью, кто-то медленно, кто-то чуть быстрее. Количество слов – словарь, который ребенок использует для общения. Есть несколько условий для развития речи ребенка, условия для формирования, развития и активизации словаря ребенка.

Словарь ребенка может быть активным, он старается использовать как можно больше слов в своей речи. Узнать значение и смысл используемых слов, где и как применять, использовать новые слова. Малыш старается активизировать словарь, когда в его речи большой запас существительных, прилагательных, сказуемых, наречий. Ребенок знает и может использовать в речи слова-двойняшки, синонимы, антонимы, образные выражения из сказок.

Словарь ребенка может быть пассивным, бедным. Противоположный активному. Малыш даже если знает смысл, назначение слова не применяет его в своей речи. Очень часто он говорит однозначно. Собеседнику с ним не интересно.

Взрослым необходимо помочь детям в решении этой проблемы. Когда ребенок  узнает больше об окружающем мире, о самом себе, он расширяет свой словарный запас. Когда его интересуют различные темы (возможно, еще «далекие» от сознания дошкольника), он готов долго слушать то, что его интересует. Готов поделиться новым с окружающим. Активный словарь – словарь любопытного, непоседливого ребенка.  Словарь ребенка, с которым занимаются и общаются родители, взрослые. Следует, помнить, что словарь ребенка по одной теме меняется от возраста. Когда у ребенка есть проблемы с речью (нарушение звукопроизношения), развитие словаря может замедлиться. Но  стоит малыша заинтересовать, дать возможность активизировать свою деятельность, проявить свои умения, у него появляется желание повысить свои речевые способности. Ребенок может и должен трудиться, выполнять трудовые поручения. Трудовое воспитание очень развивает и формирует речь ребенка. Наполняет словарь ребенка разными основами языка, происходит «трансформация» слов. Каждая трудовая операция – это новая речевая тема.

Понятно, что чем большим запасом слов обладает тот или иной человек, тем богаче и выразительнее его речь и тем более тонкие оттенки своих мыслей он способен передать. Диапазон «словарных запасов» разных людей с нормальным уровнем речевого развития очень велик — от 6 до 25 тысяч слов.

Ребенок должен играть, рисовать, общаться со сверстниками, с окружающими, заниматься и познавать окружающий мир.

17 декабря 2019 в 20:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.