МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск
Многозначные слова / мастер-классЦель: Познакомить с методами изучения и усвоения, многозначных слов детьми. Задачи: 1. Сформировать у детей понятия «многозначные слова»: со значением предметности, со значением действия, со значением признака. 2. Развивать у детей речевые умения: объяснять разные значения слов, их применение в определенной ситуации. 3. Активизировать умения детей применять на практике речевые игры, способствующие обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста. 4. Создавать социально-психологические основы всестороннего целостного развития личности. Содержание: Логопед: Очень часто речь детей становится невнятной, хотя у него нет дефектов звукопроизношения. Причин бывает много. Одна из них, что ребенок сталкивается с проблемой непонимания, о чем он говорит. Ребенок слышит слово, оно кажется ему знакомым, но оно имеет другое значение. Задача педагогов помочь детям понять и уяснить понятие – многозначность слов. Многозначное слово - слово, имеющее несколько значений.Это сложное слово. Оно состоит из двух слов.Название одного предмета определяется по какому-то сходству. По какому признаку образуется понятие многозначность слов: слова-предметы: В детский сад Илья пошел, Друга Петю там нашел. Вместе Петя и Илья – Неразлучные друзья. У меня за домом сад: Вишни, сливы, виноград, Груши, яблони, ранет… Ананасов, жалко нет. Слова со значением признака: - Золотые руки Руки не из золота. Не боятся холода. В ссадинах, В мозолях Руки эти. Самые нужные руки на свете. / В.Коркин - Солнце золотое Золотые льет лучи. В поле дружною стеною Золотые колоски-усачи. Шевелят они усами И тихонько шелестят… Дни сменяются ночами, А они стоят, стоят. А когда уходят с поля Золотые усачи, В нашей печке золотятся Золотые калачи. / В.Белов
*задание «Слова двойняшки»: стихи – определить многозначные слова: - Трубит на улице трубач. Ему кричит с березы грач: - Труби, трубач, в трубу свою. Труби, трубач, а я спою. По трубе вода течет на поля и в города: Для полива и питья, Для купанья и мытья. *задание «Одно слово»: предлагается три картинки, нужно найти, что их объединяет, какой элемент (чем они похожи). / «Шляпка – головной убор», «Гриб», «Гвоздь» - «шляпка». Многозначные слова бывают со значением действий. *задание "Кто бежит?": объяснить, почему так говорим: бежит ребенок, бежит время, бежит дорога. *задание «Слово, чье оно?»: Свежая газета, свежее утро, свежие силы, свежий бутерброд – объяснить, что обозначает слово свежесть в каждой ситуации. *задание «Нарисуй многозначное слово»: предлагается две картинки, третья пустая, нужно определить многозначное слово, нарисовать любое новое значение. / «Хвост самолета», «Хвост животного» / «хвост – прическа, хвост кометы, хвост – последний вагон поезда, хвост морковки». *задание «Кто и что делает?»: нужно составить пары, по словам действиям: "болеет ребенок" - "болеет болельщик"; "хлопает в ладоши зритель в театре" - "хлопает дверь от сквозняка"; Многозначность слов часто используют при составлении загадок, в основу загадок положен принцип определения многозначности слов сходство предметов по каким-то признаком. *задание «Волшебное лукошко» /загадка: - Золотистые лисички – Очень дружные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. - объяснить, почему лисичка – зверь и лисичка – гриб – многозначные слова / признак: рыжий цвет, растут в лесу. В речь детей нужно вводить многозначные слова, чтобы речь детей была богатой. В работе можно использовать различные игры, главное, чтобы они были понятны детям. Ребята должны научиться пользоваться значениями слов по ситуации. 12 июня 2018 в 21:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.