МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

Многозначные слова / мастер-класс

Цель: Познакомить  с методами изучения и усвоения, многозначных слов детьми.

Задачи:

1. Сформировать у детей понятия «многозначные слова»: со значением предметности, со значением действия, со значением признака.

2. Развивать у детей речевые умения: объяснять разные значения слов, их применение в определенной ситуации.

3. Активизировать умения детей применять на практике речевые игры, способствующие обогащению  словарного запаса  детей дошкольного возраста.

4. Создавать социально-психо­логические основы всесто­роннего целостного разви­тия личности.

Содержание:

Логопед: Очень часто речь детей становится невнятной, хотя у него нет дефектов звукопроизношения. Причин бывает много. Одна из них, что ребенок сталкивается с проблемой непонимания, о чем он говорит. Ребенок слышит слово, оно кажется ему знакомым, но оно имеет другое значение. Задача педагогов помочь детям понять и уяснить понятие – многозначность слов.

Многозначное слово - слово, имеющее несколько значений.Это  сложное слово. Оно состоит из двух слов.Название одного предмета определяется по какому-то сходству.  

  По какому признаку образуется понятие многозначность слов: слова-предметы:

 В детский сад Илья пошел,

Друга Петю там нашел.

Вместе Петя и Илья –

Неразлучные друзья.

У меня за домом сад:

Вишни, сливы, виноград,

Груши, яблони, ранет…

Ананасов, жалко нет.

Слова со значением признака:

- Золотые руки

Руки не из золота.

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях

Руки эти.

Самые нужные руки на свете. / В.Коркин

- Солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые колоски-усачи.

Шевелят  они усами

И тихонько шелестят…

Дни сменяются ночами,

А они стоят, стоят.

А когда уходят с поля

Золотые усачи,

В нашей печке золотятся

Золотые калачи. / В.Белов


*задание «Слова двойняшки»: стихи – определить многозначные слова:

- Трубит на улице трубач.

Ему кричит с березы грач:

- Труби, трубач, в трубу свою.

Труби, трубач, а я спою.

По трубе вода течет на поля и в города:

Для полива и питья,

Для купанья и мытья.

*задание «Одно слово»: предлагается три картинки, нужно найти, что их объединяет, какой элемент (чем они похожи). / «Шляпка – головной убор», «Гриб», «Гвоздь»  - «шляпка».

 Многозначные слова бывают со значением действий.

*задание "Кто бежит?": объяснить, почему так говорим: бежит ребенок, бежит время, бежит дорога.  

*задание «Слово, чье оно?»: Свежая газета, свежее утро, свежие силы, свежий бутерброд – объяснить, что обозначает слово свежесть в каждой ситуации.

*задание «Нарисуй многозначное слово»: предлагается две картинки, третья пустая, нужно определить многозначное слово, нарисовать любое новое значение. / «Хвост самолета», «Хвост животного» / «хвост – прическа, хвост кометы, хвост – последний вагон поезда, хвост морковки».

*задание «Кто и что делает?»: нужно составить пары, по словам действиям: "болеет ребенок" - "болеет болельщик"; "хлопает в ладоши зритель в театре" - "хлопает дверь от сквозняка";  

Многозначность слов часто используют при составлении загадок, в основу загадок положен принцип определения многозначности слов сходство предметов по каким-то признаком.

*задание «Волшебное лукошко»  /загадка:

- Золотистые лисички –

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

- объяснить, почему лисичка – зверь и лисичка – гриб – многозначные слова / признак: рыжий цвет, растут в лесу.

 В речь детей нужно вводить многозначные слова, чтобы речь детей была богатой. В работе можно использовать различные игры, главное, чтобы они были понятны детям. Ребята должны научиться пользоваться  значениями слов по ситуации.

12 июня 2018 в 21:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.