МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

Консультация «Основы письменной речи»

 Что такое письменная речь? Какие подводные камни могут преследовать малышей?!

Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;

- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;

- двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;

- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

Речеслуховой анализатор

*человек обладает тремя видами слуха:

- физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра;

- музыкальным, погружающим в мир мелодий;

- речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого ( гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами уголь – угол.

*способность человека  распознавать звуки речи – это фонематический слух; в ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

Речедвигательный анализатор

*ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так пишу».

*недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений; в ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены; причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Двигательный анализатор

*важен показатель развития мелкой моторики.

Зрительный анализатор

*при недоразвитии возникают ошибки:

- смешение букв по оптическому сходству: б – д, п – т, о – а, и – у;

- зеркальность (с, э, з, е);

- трудность удержания строки, наклона.

«Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания»

К.Д.Ушинский


6 мая 2018 в 15:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.