МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

Консультация «Помогаем малышам формировать словесно-логическое мышление»

Современные исследования детской речи свидетельствуют о тесном взаимодействии когнитивных и языковых структур в речевом процессе, наличии общих операционных механизмов, составляющих базис как языковой, так и когнитивной деятельности. Процесс роста и развития ребенка необходимо рассматривать с интегративных позиций формирования сложных функциональных систем на основе реализации гетерохронных факторов развития.

Факторы формирования функциональной системы речи:

- структурные (формирование структурных компонентов языковой системы – фонетико-фонематических, лексических, грамматических);

- функциональные (формирование навыков владения языком в процессе речевой коммуникации – развитие связной речи и речевого общения);

- когнитивные (формирование способности элементарного осознания языковых и речевых явлений).

При развитии словесно-логического мышления плавно осуществлять переход от практического действенного усвоения языка и речи к внутренним аналитико-синтетическим интеллектуальным действиям, раскрывающим связи и закономерности языковых и речевых явлений:

- на первом этапе: помогают детям осознать связь между действием и достигнутым результатом, накопить опыт практического анализа и синтеза явлений окружающего мира, осуществления мыслительных операций сравнения и установления внутренних связей и взаимоотношений; на данном этапе комплексное преодоление нарушений речевой деятельности осуществляется посредством создания проблемных ситуаций вокруг интересных предметов, игрушек для активизации речевой и познавательной мотивации детей, обогащения и развития словаря, обучения составлению простых и сравнительных описательных рассказов о предметах и игрушках, формирование диалогической и элементарной ситуативной монологической речи;

- на втором этапе: совершенствуется наглядно-образное мышление детей с опорой на образы и наглядное представление о предметах и их отношениях на основе собственного опыта предметно-практической деятельности; в целях формирования когнитивных компонентов речевой системы используют различные приемы стимуляции познавательной и речевой деятельности (наводящие вопросы, дробное предъявление и повторение задач, разъяснение условий, подсказка отдельных приемов и логики действий), учат осуществлять обобщение языковых и речевых явлений, формируют способность оперировать общими представлениями; количественно накапливать номинативный, предикативный словарь ребенка через тематическое ознакомление с окружающим миром, совершенствование качественных характеристик лексических и грамматических компонентов языка, формирование коммуникативной функции речи посредством развития диалогической и монологической форм связной речи на основе постепенного перехода от ее ситуативной формы к контекстной;

- на третьем этапе: формируется словесно-логическое мышление с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения о предметах и явлениях; ее достижение основано на развитии у дошкольников практических умений рационального использования знакомых элементов, навыков мысленного разделения объектов на составляющие части, анализа и выделения ведущих признаков, их группировку и обобщение.

Широкое использование на занятиях и в совместной деятельности абстрактных заменяющих символов, знаков, условных обозначений, наглядных схем и моделей языковых  и речевых явлений способствует формированию знаковой функции сознания, определяя тем самым некоторые психологические компоненты и их готовности к усвоению грамоты на основе функционирования второй сигнальной системы.

1 мая 2018 в 19:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.