МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

Научим детей читать

            Дети очень любят, когда им читают. Просят, чтобы их поскорее научили читать. Начинают это делать с радостью, но после 2-х, 3-х занятий перестают учиться. Испытывают трудности,чувствуют утомляемость, случаются даже капризы. Как им помочь?                                                                                                                                           Существует много методик, учебников по чтению, букварей. Стоит, запомнить, что одна и та же методика, не всем детям подходить. Это касается, тех случаев, когда в семье два или больше детей. Мамы часто сокрушаются, "но как же, так, старших научили, а с младшим ничего не выходит". Выждите период, и начинайте. Можно учить, используя слоговую систему, возможно, традиционную. Прекрасный букварь знаменитых авторов Д.И.Тихомиров, Е.Н.Тихомирова.                                                                     Главное, помнить и соблюдать правила, которые помогут детям. Рекомендации Мерзляковой Т.В. в этом помогут. Современные родители хотят видеть малыша умным, ода­ренным, способным покорить воображение близких, знако­мых, умением читать и счи­тать чуть ли ни с младенче­ства. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребе­нок, должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и пи­сать?

Прежде всего, ребенок дол­жен, уметь правильно соотно­сить между собой слуховые, произносительные и графи­ческие образы звуков. В этом сложном синтетическом про­цессе одновременно принима­ют участие разные психичес­кие способности ребенка. Пе­речислим их.

Зрительное, пространствен­ное восприятие помогает узна­вать и отличать буквы между собой, ориентироваться на ли­сте бумаги, определять направ­ление слева направо, сверху вниз.

Зрительное внимание, па­мять способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материа­ла, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие (рече­вой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их по­следовательности.

Кинестетическое (мышеч­ное) восприятие формирует произносительные образы зву­ков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:

• услышать и правильно по­вторить звук, определив пра­вильность его произнесения;

• соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;

• правильно подобрать бук­ву к звуку, который он сам теперь произносит или произ­носит про себя;

• написать букву и правиль­но прочитать.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

• выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;

• слог из слова;

• слово из предложения;

• соединять звуки в слог;

• составлять из слогов слово;

• из слов предложения.

Конечно, учить читать и писать ребенка должен специ­алист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ре­бенка. Для успешного обуче­ния приведем несколько сове­тов. Учить ребенка читать и писать нужно с 4 лет.

1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и на­зывают — гласные. При про­изнесении гласных звуков воз­дух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся соглас­ные. Попробуйте пропеть, про­тянуть звуки [п], [н]. Эти зву­ки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, что­бы их не пели, не кричали, их так и называют — согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки — Б [б], П [п], М [м], а не Мэ, Пэ.

2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять за­данный звук из потока дру­гих звуков.

Задания и вопросы

— Хлопни, когда услы­шишь звук [а] среди других звуков.

— Хлопни, когда услы­шишь в слоге заданный звук.

— Найди и назови картин­ки, в названии которых ты ус­лышишь заданный звук.

— Хлопни, когда услы­шишь в слове заданный звук.

— Какой один и тот же звук ты услышал во всех про­изнесенных словах?

— Кто больше назовет слов на звук [а]?

— Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что рас­скажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом?

И так со всеми звуками.

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обо­значает этот звук, мы видим и пишем [А-А-А].

Задания и вопросы

— Какой звук я произнес­ла?

— Как ты определил, что это звук [а]?

— Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?

— Давай слепим ее из пла­стилина, нарисуем, выложим из палочек.

— Сколько и каких пало­чек нужно для буквы А.

— Одинаковой длины или разной?

— Найди и покажи эту букву среди других букв.

— Зачеркни все буквы А.

И так со всеми буквами.

4. Учите слушать и опре­делять место нахождения зву­ка в слове. Объясните, что сло­во можно обозначить полос­кой, разделив ее на три части (начало, середина и конец по­лоски будут обозначать нача­ло, середину и конец слова). Гласный звук можно обозна­чить красным квадратиком.

Задания и вопросы

— Произнеси слово авто­бус.

— Какой первый звук в этом слове? Звук [а].

— Какой это звук? Глас­ный.

— Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы поло­жим квадратик в нашем сло­ве? В начале слова.

5. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.

Задания и вопросы

— Послушай и скажи, оди­наково ли звучат эти соглас­ные звуки [П] - [п’], [т] -[т’].

— Как произносятся пер­вые звуки? Твердо.

— А как вторые? Мягко.

Можно послушать, как про­износятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка — перышко.

Твердые согласные звуки мы обозначим синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как травка, обозначим их ка­ким цветом? Зеленым.

Поиграйте с этими звука­ми. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом — мяг­кий (лук — люк).

6. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка.

Задания и вопросы

— Послушай звуки, закрыв ушки ладошками [п]—[б]; М-[д]; [с]-[з].

— Когда произносишь пер­вый звук с закрытыми ушка­ми, что слышишь? Ничего.

— Мы знаем, что он соглас­ный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук.

— Когда произносишь вто­рой звук с закрытыми ушка­ми, что слышишь?

— Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы зна­ем, что этот звук согласный, твердый, а теперь мы узнали, что он звонкий, как колоколь­чик.

Когда ребенок научится слы­шать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

7. Покажите ребенку раз­ницу в произнесении слов и отдельных звуков.

Задания и вопросы

— Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держат­ся» друг за друга: «Меня зо­вут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассы­паются.

Обучение чтению начинает­ся с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произноси первый звук

и, потянув его, произноси сра­зу второй — АП».

При открытом слоге: «Сло­жи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй — ПА».

8. Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [У], [ы], [э], они, кроме [ч], [Щ], — твердые, когда они «дружат» с гласными звука­ми [и], [е], [ё], [ю], [я], кроме [ж], [ш], [ц], — мягкие.

Без гласных не получится слога, а без слога не получит­ся слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ре­бенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем са­мым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

Запомните:

• звуки [ж], [ш], [ц] — все­гда твердые;

• звуки [ч], [щ]— всегда мягкие.

• звук [й] — мягкий соглас­ный.

9. Все гласные второго ряда [е], [ё], [ю], [я] произносите, кратко, не растягивая.

Поиграйте в игру «Волшеб­ные звуки» и покажите ребен­ку, как с помощью гласных согласные из твердых превра­щаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком пер­вые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитан­ного.

                                   Обучая детей чтению, учи­тывайте очень важный мо­мент — развитие мелкой мо­торики необходимо для ус­пешного обучения ребенка письму.                                                  


25 марта 2018 в 18:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.