МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск
Семинар-практикум для родителей "Кругосветное путешествие по речи"Цель: Обследование и формирование фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с этапами формирования фонематического восприятия. 2. Показать игры, способствующие формированию фонематического восприятия. - Уважаемые родители,Вы все любите путешествовать. В век высоких технологий очень часто можно путешествовать, не выходя из дома. Стоит помнить, что прежде всего путешествует наша речь. А, что бы совершить кругосветное путешествие нужно хорошо разговаривать и понимать, что говорят окружающие. Все это зависит от фонематического слуха. - У некоторых детей при нормальном физическом слухе наблюдается задержка в формировании слухоречевых восприятий, т.е. фонематического слуха. Хорошо произносит звуки тот, кто их различает. - Фонема – это не просто звук, а смыслоразличительная единица. Благодаря ей мы различаем такие слова, как бочка – почка, икра – игра. Дети с недоразвитием фонематического слуха могут сказать «шанки» - санки, т.е. они не различают фонемы Ш и С и не замечают своего дефекта. Обычно такие дети к школе говорят правильно, но в письме делают ошибки на смешение, перестановки, пропуски звуков и слогов. Вам следует знать, что к пяти годам ребенок может произносить и различать все звуки речи. Главное понимать и помнить, что, именно, вот сейчас, когда у ребенка начинает формироваться и развиваться активный словарь, нужно помочь ему научиться различать фонемы, даже если есть дефекты звукопроизношения. Вас всех я приглашаю в кругосветное путешествие по нашей РЕЧИ. - Любое путешествие – это приключения, игра. Итак, игра начинается. Необходимо выбрать транспорт для путешествия. Какие бывают виды транспорта? Родители: Воздушный, водный, наземный, железно-дорожный транспорт. Логопед: Что должно исправно работать, чтобы наш транспорт двинулся в путь?Родители: Мотор. Логопед: Каждый мотор поет свое песню, но приблизительно у каждого вида транспорта мы напеваем одну песню мотора. Я предлагаю Вам нарисовать, тот вид транспорта, на котором вы хотите путешествовать, но не показывайте.(родители рисуют). - Сейчас, я пропою четыре «песенки», перед вами четыре листка, на которых мы с детьми нарисовали поезд, корабль, самолет, машина. Вы их не видите. Решите, какая песенка принадлежит вашему виду, займите место. В конце путешествия, определим, совпадают ваши фонемы с фонемами детей. - «ПС» / - «ДЖ» / - «УС» / - «ЧЦ». (родители занимают места) Логопед: Для путешествия нужна… Родители: Карта. Логопед: Вот карта «фонематического путешествия». (показ презентации «Развиваем речь – учим слышать и слушать») - Особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи – произнесению звуков, интонационной выразительности, правильному построению сложных предложений и использованию предлогов. - Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность. - Развитие строим по этапам: - слуховое внимание; - слуховая память; - речевой слух. - Игры на развитие слухового внимания: «Где раздается звук?» - закрепление слуховой ориентации. «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. «Короб-коробок, подай голосок» - различение близких звучаний, шумов. «Пограничник» - определение направления шороха. «Найди игрушку» - определение силы звучания. - Игры на развитие слуховой памяти: «Запоминай и выполняй» - выполнение простых действий по словесной инструкции. «Что я не назвала?» - уметь запоминать, называть повторно. «Возьми свои картинки» - уметь слушать, запоминать, выполнять по памяти. - Игры на развитие речевого слуха: *узнавание слова на слух / слова постепенно усложняются по звуковому составу: - далекие слова: муха, паук, утка; - сходные слова: молоток, колобок, молоко; - с постепенным отниманием или наращением звуков: дудочка, удочка, дочка; -слова, различающиеся одним-двумя звуками: мак, рак; - фразы из слов, сходных по звуковому составу: Вова мыл (мел) пол. «Кто к нам пришел? – выбор слова из ряда сходных слов. Найди пару» - определить и назвать слова со сходными названиями / сходные по звучанию: оса – коса, шишка – мишка; Логопед: Если играть с детьми в эти игры, можно быстро сформировать фонематический слух. - Сейчас предлагаю проверить, как вы по «песенкам» определили транспорт, совпали ваши песни с тем, как считают ваши дети. (родители сверяют свои картинки с картинками детей и объясняют, почему выбрали эти звуки) Логопед: - «УС» - так поет самолет в воздухе, рядом свистит ветер; - «ПС» - так поет волны и плывет кораблик; - «ДЖ» - задорно поет мотор машины, набирает скорость; - «ЧЦ» - начинают петь колеса вагончиков, поезд спешит вперед… - Малыши так считают, сейчас в силу своих фонематических возможностей воспроизводят вслух фонемы. - Уважаемые, родители, игры могут быть разные, главное условие, чтобы они нравились детям.
19 марта 2018 в 22:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.