МБДОУ Детский сад "Звёздочка", город Морозовск

Семинар-практикум для родителей "Кругосветное путешествие по речи"

Цель: Обследование и формирование фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста.                                                                                                   Задачи:                                                                                                                                    1. Познакомить с этапами формирования фонематического восприятия.                              2. Показать игры, способствующие формированию фонематического восприятия.               - Уважаемые родители,Вы все любите путешествовать. В век высоких технологий очень часто можно путешествовать, не выходя из дома. Стоит помнить, что прежде всего путешествует наша речь. А, что бы совершить кругосветное путешествие нужно хорошо разговаривать и понимать, что говорят окружающие. Все это зависит от фонематического слуха.                                                                                                  - У некоторых детей при нормальном физическом слухе наблюдается задержка в формировании слухоречевых восприятий, т.е. фонематического слуха. Хорошо произносит звуки тот, кто их различает.                                                                             - Фонема – это не просто звук, а смыслоразличительная единица. Благодаря ей мы различаем такие слова, как бочка – почка, икра – игра. Дети с недоразвитием фонематического слуха могут сказать «шанки» - санки, т.е. они не различают фонемы Ш и С и не замечают своего дефекта. Обычно такие дети к школе говорят правильно, но в письме делают ошибки на смешение, перестановки, пропуски звуков и слогов. Вам следует знать, что к пяти годам ребенок может произносить и различать все звуки речи. Главное понимать и помнить, что, именно, вот сейчас, когда у ребенка начинает формироваться и развиваться активный словарь, нужно помочь ему научиться различать фонемы, даже если есть дефекты звукопроизношения. Вас всех я приглашаю в кругосветное путешествие по нашей РЕЧИ.                                                                         - Любое путешествие – это приключения, игра. Итак, игра начинается. Необходимо выбрать транспорт для путешествия. Какие бывают виды транспорта?                Родители: Воздушный, водный, наземный, железно-дорожный транспорт.          Логопед: Что должно исправно работать, чтобы наш транспорт двинулся в путь?Родители: Мотор.                                                                                                Логопед: Каждый мотор поет свое песню, но приблизительно у каждого вида транспорта мы напеваем одну песню мотора. Я предлагаю Вам нарисовать, тот вид транспорта, на котором вы хотите путешествовать, но не показывайте.(родители рисуют).                                                                                                                                 - Сейчас, я пропою четыре «песенки», перед вами четыре листка, на которых мы с детьми нарисовали поезд, корабль, самолет, машина. Вы их не видите. Решите, какая песенка принадлежит вашему виду, займите место. В конце путешествия, определим, совпадают ваши фонемы с фонемами детей.                                                                             - «ПС» / - «ДЖ» / - «УС» /  - «ЧЦ».                                                                           (родители занимают места)                                                                                          Логопед: Для путешествия нужна…                                                                             Родители: Карта.                                                                                                         Логопед: Вот карта «фонематического путешествия».                                                       (показ презентации «Развиваем речь – учим слышать и слушать»)                                    - Особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи – произнесению звуков, интонационной выразительности, правильному построению сложных предложений и использованию предлогов.                 - Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.                                         -  Развитие строим по этапам:                                                                                           - слуховое внимание;                                                                                                         - слуховая память;                                                                                                               - речевой слух.

- Игры на развитие слухового внимания:

«Где раздается звук?» - закрепление слуховой ориентации.

«Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука.

«Короб-коробок, подай голосок» - различение близких звучаний, шумов.

«Пограничник» - определение направления шороха.

«Найди игрушку» - определение силы звучания.

 - Игры  на развитие слуховой памяти:

«Запоминай и выполняй» - выполнение простых действий по словесной инструкции.

«Что я не назвала?» - уметь запоминать, называть повторно.

«Возьми свои картинки» - уметь слушать, запоминать, выполнять по памяти.

 - Игры на развитие речевого слуха:

*узнавание слова на слух / слова постепенно усложняются по звуковому составу:

- далекие слова: муха, паук, утка;

- сходные слова: молоток, колобок, молоко;

- с постепенным отниманием или наращением звуков: дудочка, удочка, дочка;

-слова, различающиеся одним-двумя звуками: мак, рак;

- фразы из слов, сходных по звуковому составу: Вова мыл (мел) пол.

«Кто к нам пришел? – выбор слова из ряда сходных слов.

Найди пару» - определить и назвать слова со сходными названиями / сходные по звучанию: оса – коса, шишка – мишка;

Логопед: Если играть  с детьми в эти игры, можно быстро сформировать фонематический слух.

- Сейчас предлагаю проверить, как вы по «песенкам» определили транспорт, совпали ваши песни с тем, как считают  ваши дети.

(родители сверяют свои картинки с картинками детей и объясняют,  почему выбрали эти звуки)

Логопед:

- «УС» - так поет самолет в воздухе, рядом свистит ветер;

- «ПС» - так поет волны и плывет кораблик;

- «ДЖ» - задорно поет мотор машины, набирает скорость;

- «ЧЦ» - начинают петь колеса вагончиков, поезд спешит вперед…

- Малыши так считают, сейчас в силу своих фонематических возможностей воспроизводят вслух фонемы.

- Уважаемые, родители, игры могут быть разные, главное условие, чтобы они нравились детям. 

43ebcaa462f03aead89505e6cac73901.jpg

ba066f0624f2fe6bdda6784349ba1e0d.jpg

ffde3b26e6dfac9d235d1aae7b99090c.jpg

9bbcc288bb3bb06c06f2e508564bf026.jpg

57f3205e5e6301e4d100917eab2a3c24.jpg

19 марта 2018 в 22:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.